- Главная
- Для жителей
- Новости и репортажи
- профилактика правонарушений в сфере розничной продажи алкогольной продукции
профилактика правонарушений в сфере розничной продажи алкогольной продукции
28 марта 2023, 12:21
Приложение №1 УТВЕРЖДЕНО распоряжением Департамента лицензирования и регионального государственного контроля Томской области от 27.05.2022 № 61 Департамент лицензирования и регионального государственного контроля Томской области Методические рекомендации по профилактике правонарушений в сфере розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетним Томск 2022г. 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МЕТОДИЧЕСКИМ РЕКОМЕНДАЦИЯМ по профилактике правонарушений в сфере розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетним Необходимость разработки настоящих методических рекомендаций обусловлена рядом обстоятельств. Одним из таких обстоятельств является отсутствие «положительной» динамики в количестве административных правонарушений в сфере розничной продажи алкогольной продукции, в том числе несовершеннолетним. Согласно данным судебной статистики в Российской Федерации (http://stat.апипресс.рф/stats/adm/t/31/s/1) только за 2019 год привлечено к административной ответственности по ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ 11775 лиц с назначением административного штрафов на сумму 354 521 тыс. руб. При этом указанные цифры не включают данные о привлечении к административной ответственности должностными лицами правоохранительных органов и органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля в сфере оборота алкогольной продукции. По информации УМВД России по Томской области в 2019 году выявлено и пресечено 340 административных правонарушений по части 2.1. статьи 14.16 КоАП РФ, за 2020 год – 241. Примерная сумма административных штрафов составила более 4,5 млн. рублей в 2019 году и более 3 млн. рублей в 2020 году. В 2020 году в Департамент лицензирования и регионального государственного контроля Томской области (до 15.02.2021 года - Комитет по лицензированию Томской области) (далее – Департамент лицензирования) от территориальных подразделений ОМВД России по Томской области поступила информация о более чем 60 правонарушениях, совершенных в 2019-2020 годах. В 2021 году от территориальных подразделений ОМВД России по Томской области поступило 79 материалов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ, в первом квартале 2022 года – 61 материал. Департаментом за 2019-2021 и первый квартал 2022 по материалам, предоставленным территориальными подразделениями Управления ОМВД России по Томской области, было возбуждено 168 административных дел в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей (28 административных дел в 2019 году, 31 административных дела в 2020 году, 73 административных дела в 2021 году, 36 – в 2022 году). Сумма административных штрафов составила более 13 млн. рублей. Анализ административной и судебной практики по указанным делам показал, что основной причиной правонарушений в сфере розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетним является отсутствие в организациях торговли комплекса достаточных и эффективных мер, направленных на предотвращение правонарушений. 3 Вторым, и не маловажным обстоятельством, послужившим основанием для разработки настоящих рекомендаций, является «поворот» федерального законодательства в сфере государственного контроля в сторону профилактики правонарушений в регулируемой сфере. В частности, изменениями от 2016 года в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" включена статья 8.2, направленная на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований. Кроме того, Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", вступивший в законную силу с 01.07.2021 года, одним из приоритетных направлений государственного контроля определил минимизацию риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований, а также приоритет проведения профилактических мероприятий по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий. Настоящие методические рекомендации разработаны Департаментом лицензирования и регионального государственного контроля Томской области (исполнитель - начальник отдела судебной и административной работы Абсалямова Надия Ильясовна , г. Томск, ул. Белинского, д. 15а, каб. 14, тел. 52-81-21). Настоящие методические рекомендации были разработаны при методической помощи уполномоченного по защите прав предпринимателей по Томской области – В.А. Падеринам, директора ООО «Спар-Томск» - В.А. Емельяненко и начальника юридической дирекции ООО «Управляющая компания «Лама» Т.В. Боевой. Методические рекомендации адресованы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по розничной продаже алкогольной продукции. В то же время, полагаем, что они будут полезны сотрудникам контрольно-надзорных и правоохранительных органов, а также органам власти и организациям, осуществляющим защиту прав и законных интересов несовершеннолетних граждан. В первоначальной редакции методические рекомендации были утверждены распоряжением Департамента лицензирования и регионального государственного контроля Томской области №89 от «18»июня 2021. Настоящие методические рекомендации представлены в новой редакции с учетом изменений в административном законодательстве. Начальник Департамента лицензирования и регионального государственного контроля Томской области А.Н. Деев 634029, г. Томск, ул. Белинского, д. 15а тел. 53-34-11 4 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по профилактике правонарушений в сфере розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетним (в редакции по состоянию на 27.05.2022 года) I. Общие положения Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022), ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», в целях информирования участников алкогольного рынка об обязательных требованиях в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции Методические рекомендации содержат перечень возможных к применению мер, направленных на предотвращение совершения правонарушения (розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним), ответственность за которое предусмотрена частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Методические рекомендации не является нормативно-правовым актом, не являются комментарием и/или разъяснением указанных в них нормативно-правовых актов, изложенные в методических рекомендациях положения носят рекомендательный характер. Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ). Департамент лицензирования и регионального государственного контроля Томской области согласно ст. 23 Федерального закона № 171-ФЗ, п. 15 Постановления Губернатора Томской области от 11.02.2021 № 10 «Об утверждении Положения о Департаменте лицензирования и регионального государственного контроля Томской области» уполномочен осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона №171-ФЗ. Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без 5 использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк, виноградная водка, бренди), вино, крепленое вино, игристое вино, включая российское шампанское, виноградосодержащие напитки, плодовая алкогольная продукция, плодовые алкогольные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовух. В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним, то есть лицам, не достигшим возраста 18 лет. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавца), сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность и позволяющий установить возраст этого покупателя. Перечень соответствующих документов установлен приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации № 1728 от 31.05.2017: Такими документами являются: 1) паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации; 2) паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; 3) временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации; 4) удостоверение личности моряка; 5) дипломатический паспорт гражданина Российской Федерации; 6) служебный паспорт гражданина Российской Федерации; 7) удостоверение личности военнослужащего или военный билет гражданина Российской Федерации; 8) паспорт заграничный (дипломатический, служебный, обыкновенный) иностранного гражданина либо иной документ, удостоверяющий личность, признаваемый в этом качестве Российской Федерацией; 9) вид на жительство лица без гражданства в Российской Федерации; 10) разрешение на временное проживание лица без гражданства в Российской Федерации; 11) удостоверение беженца; 12) Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации; 6 13) водительское удостоверение. При наличии у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавца), сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия и невозможности покупателем подтвердить возраст одним из указанных выше документов отказ в продаже алкогольной продукции не будет являться нарушением ст. 426 ГК РФ. Согласно части 3 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с частью 2.1 статьи 14.16 КоАП РФ розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. В соответствии со статьей 151.1 Уголовного кодекса РФ розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции, если это деяние совершено неоднократно, влечет наложение штрафа в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до шести месяцев либо исправительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. При этом, розничной продажей несовершеннолетнему алкогольной продукции, совершенной лицом неоднократно, признается розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию (со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления). В силу ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него 7 имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Стоит отметить, что согласно части 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. При этом законодатель предусмотрел ряд ограничений. Согласно части 4 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. В соответствии с частью 5 статьи 2.1 КоАП РФ если за совершение административного правонарушения юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа, , должностное лицо или иной работник данного юридического лица либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, не подлежат административной ответственности. С субъективной стороны правонарушение, совершенное должностным лицом организации или индивидуальным предпринимателем характеризуется как умышленной формой вины (прямой или косвенный умысел) так и неосторожной. В силу частей 1, 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой 8 риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Учитывая, что все операции, проводимые в магазине, используемом предпринимателем, по правилам гражданского законодательства рассматриваются как осуществляемые от имени индивидуального предпринимателя. При продаже алкогольной продукции несовершеннолетнему лицу продавцом в магазине, используемом предпринимателем, продавец выступает в качестве представителя предпринимателя. Таким образом, розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетнему лицу, как самим предпринимателем, так и работником предпринимателя не снимает с последнего обязанности по обеспечению соблюдения действующего законодательства, в том числе, Федерального закона № 171-ФЗ, в связи с чем, нарушение указанного закона вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей работниками не является обстоятельством, освобождающим предпринимателя от ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч.2.1 ст.14.16 КоАП РФ. В данном случае также необходимо предоставить доказательства осуществления со стороны организации или предпринимателя (должностного лица организации) должного контроля за выполнением требований действующего законодательства в сфере розничной продажи алкогольной продукции. В качестве доказательств могут использоваться надлежащим образом оформленные документы, указанные в подразделе 1 раздела II Методических рекомендаций. Помимо административной ответственности, организациям-лицензиатам за продажу алкогольной продукции несовершеннолетним грозит аннулирование лицензии во внесудебном порядке по решению федерального органа по контролю и надзору в соответствии с пп.3) п. 3.2 ст. 20 Федерального закона №171-ФЗ, постановление Правительства РФ от 14.08.2012 N 824 "Об аннулировании лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во внесудебном порядке". Таким образом, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, исходя из имеющихся собственных финансовых, организационных, технических и кадровых возможностей, необходимо разработать комплекс мер, направленных на профилактику правонарушений в сфере розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетнему, при этом, особо обращаем внимание на необходимость осуществления регулярного контроля за их исполнением. На необходимость постоянного контроля за исполнением разработанного комплекса мер указывает и многочисленная судебная практика (см., например, определение Верховного суда РФ №304-ЭС19-2453 от 01.04.2019, постановление Верховного суда РФ №5-АД20-109 от 30.10.2020) 9 II. Перечень возможных к применению мер, направленных на предотвращение розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетним 1. Документальное обеспечение принимаемых в объектах торговли и объектах общественного питания мер для предотвращения розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетним: 1) Разработка и принятие локального нормативного акта (приказа или распоряжения), включающего перечень мер, направленных на профилактику правонарушений в сфере розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетним (в документе должны стоять подписи сотрудников об ознакомлении с ним); 2) Разработка и утверждение для продавцов, продавцов-кассиров, кассиров и т.д., то есть работников, осуществляющих непосредственную реализацию продукции покупателям: - должностных инструкций, включающих обязанность по знанию и соблюдению обязательных требований в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (должна стоять подпись сотрудника об ознакомлении с последней версией должностной инструкции); - трудовых договоров, включающих положения о дисциплинарной ответственности за ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей (к которым, при проведении служебных проверок, должно быть отнесено, в том числе несоблюдение обязательных требований в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции); 3) Назначение лиц ответственных за осуществление контроля за реализацией утвержденных мер, направленных на профилактику правонарушений в сфере розничной продажи алкогольной продукции, с включением соответствующих положений в должностные инструкции, в частности, осуществление контроля за соблюдением работниками подразделения (кассирами) своих трудовых обязанностей, в том числе, обязанности кассира проверить документ, удостоверяющий личность, в случаях продажи алкогольной продукции.; 4) Разработка и своевременная актуализация инструктажа, содержащего обязательные к соблюдению требования в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, меры ответственности, предусмотренные действующим законодательством за совершение правонарушений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, налагаемые на юридических и должностных лиц организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан. 5) Разработка и регулярное ведение журнала проведения инструктажа, содержащего сведения: - об ответственном лице, проводящем инструктаж; - о дате и времени проведения инструктажа; 10 - о лицах, прошедших инструктаж, с их подписью 2. Техническое обеспечение принимаемых в объектах торговли и объектах общественного питания мер для предотвращения розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетним (при наличии технической возможности): 1) Размещение хорошо читаемых объявлений в торговом зале и кассовой зоне о запрете продажи алкогольной продукции несовершеннолетним; 2) Аудио трансляция в торговом зале о запрете продажи алкогольной продукции несовершеннолетним и возможной проверке удостоверяющих личность документов, в случае возникновения сомнения у продавца (кассира) в возрасте покупателя; 3) Видеонаблюдение в торговом зале и кассовой зоне; 4) Оборудование касс специальным программным обеспечением, требующим, в случае продажи алкогольной продукции, проверку возраста покупателя, путем вывода соответствующего графического изображения на монитор перед каждым продавцом-кассиром до момента продажи . 3. Организационное обеспечение принимаемых в объектах торговли и объектах общественного питания мер для предотвращения розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетним: 1) Регулярный инструктаж сотрудников (под роспись) о недопустимости продажи алкогольной продукции несовершеннолетним лицам, в том числе с привлечением опытных сотрудников либо контролеров зала и администраторов магазина, как перед началом смены, а также при приеме сотрудника на работу, о чем делается соответствующая отметка в журнале инструктажа либо фиксация факта инструктажа посредством видеофиксации; 2) Регулярный (ежедневный, ежесменный) просмотр информации с камер видеонаблюдения (при наличии) с целью своевременного выявления правонарушений. 3) Регулярное (не реже одного раза в месяц) рассмотрения на собраниях коллектива или в непосредственной беседе с работником ситуаций, способствующих совершению правонарушения с обязательным составлением протоколов собрания коллектива и/или иной формой письменной фиксацией факта беседы с сотрудником (например, журнал); 4) Регулярное (исходя из имеющихся возможностей) проведение собственных проверочных закупок алкогольной продукции, с привлечением молодо выглядящих совершеннолетних лиц, не знакомых с продавцами магазина (тайные покупатели); 5) Направление проверяющих непосредственно к кассам магазина на время, когда имеется наплыв покупателей, а также периодический контроль администраторами (старшими продавцами, непосредственно индивидуальным 11 предпринимателем) за работой продавца (кассира) в ходе торговой деятельности, в том числе при нахождении в кассовой зоне молодо выглядящих и /или несовершеннолетних покупателей (группы покупателей); 6) Демонстрация презентации для сотрудников, в том числе по соблюдению обязательных требований в сфере оборота алкогольной и спиртсодержащей продукции (по мере необходимости, при приеме нового сотрудника). Настоящий перечень мер представлен в прилагаемой к настоящим методическим рекомендациям таблице (приложение №1). Указанный перечень не является исчерпывающим, носит рекомендательный характер и направлен на предотвращение правонарушений в сфере розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетним. Данный перечень мер был разработан с учетом позиций Верховного суда РФ в вопросе привлечения к административной ответственности за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним и судебной практики нижестоящих судов (см., например, определение Верховного суда РФ №304-ЭС19-2453 от 01.04.2019, постановление Верховного суда РФ №5-АД20-109 от 30.10.2020, постановление Верховного суда РФ №18-АД14-59 от 10.11.2014, постановление Верховного суда РФ №32-АД17-5 от 03.04.2017, постановление Верховного суда РФ №58-АД16-2 от 25.02.2016, постановление Верховного суда РФ №10-АД15-2 от 17.04.2015, постановление Арбитражного суда Томской области по делу №А67- 5143/2020 от 03.11.2020). 12 Приложение №1 к Методическим рекомендациям по профилактике правонарушений в сфере розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетним Перечень возможных к применению мер, направленных на предотвращение розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетним Документальное обеспечение Техническое обеспечение Организационное обеспечение 1) Разработка и принятие локального нормативного акта (приказа или распоряжения), включающего перечень мер, направленных на профилактику правонарушений в сфере розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетним (в документе должны стоять подписи сотрудников об ознакомлении с ним); 2) Разработка и утверждение для продавцов, продавцов-кассиров, кассиров и т.д. то есть работников, осуществляющих непосредственную реализацию продукции покупателям: - должностных инструкций, включающих обязанность по знанию и соблюдению обязательных требований в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (должна стоять подпись сотрудника об ознакомлении с последней версией должностной инструкции); - трудовых договоров, включающих положения о дисциплинарной ответственности за ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей (к которым, при проведении служебных проверок, должно быть отнесено, в том числе несоблюдение обязательных требований в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции); 3) Назначение ответственных лиц, за осуществление контроля за реализацией утвержденных мер, направленных на 1) Размещение хорошо читаемых объявлений в торговом зале и кассовой зоне о запрете продажи алкогольной продукции несовершеннолетним; 2) Аудио трансляция в торговом зале о запрете продажи алкогольной продукции несовершеннолетним и возможной проверке удостоверяющих личность документов, в случае возникновения сомнения у продавца (кассира) в возрасте покупателя; 3) Видеонаблюдение в торговом зале и кассовой зоне; 4) Оборудование кассы специальным программным обеспечением, требующим, в случае продажи алкогольной продукции, проверку возраста покупателя. 1) Регулярный инструктаж сотрудников (под роспись) о недопустимости продажи алкогольной продукции несовершеннолетним лицам, в том числе с привлечением опытных сотрудников либо контролеров зала и администраторов магазина, как перед началом смены, а также при приеме сотрудника на работу, о чем делается соответствующая отметка в журнале инструктажа либо фиксация факта инструктажа посредством видеофиксации;; 2) Регулярный (ежедневный, ежесменный) просмотр информации с камер видеонаблюдения (при наличии) с целью своевременного выявления правонарушений. 3) Регулярное (не реже одного раза в месяц) рассмотрения на собраниях коллектива или в непосредственной беседе с работником ситуаций, способствующих совершению правонарушения с обязательным составлением протоколов собрания коллектива и/или иной формой письменной фиксацией факта беседы с сотрудником (например, журнал); 4) Регулярное (исходя из имеющихся возможностей) проведение собственных проверочных закупок алкогольной продукции, с привлечением молодо выглядящих совершеннолетних лиц, не знакомых с продавцами магазина (тайные покупатели); 5) Направление проверяющих непосредственно к кассам магазина на время, когда 13 профилактику правонарушений в сфере розничной продажи алкогольной продукции, с включением соответствующих положений в должностные инструкции, в частности, осуществление контроля за соблюдением работниками подразделения (кассирами) своих трудовых обязанностей, в том числе, обязанности кассира проверить документ, удостоверяющий личность, в случаях продажи алкогольной продукции.; 4) Разработка и своевременная актуализация инструктажа, содержащего обязательные к соблюдению требования в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, меры ответственности, предусмотренные действующим законодательством за совершение правонарушений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, налагаемые на юридических и должностных лиц организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан. 5) Разработка и регулярное ведение журнала проведения инструктажа, содержащего сведения: - об ответственном лице, проводящем инструктаж; - о дате и времени проведения инструктажа; - о лицах, прошедших инструктаж, с их подписью имеется наплыв покупателей, а также периодический контроль администраторами (старшими продавцами, непосредственно индивидуальным предпринимателем) за работой продавца (кассира) в ходе торговой деятельности, в том числе при нахождении в кассовой зоне молодо выглядящих и /или несовершеннолетних покупателей (группы покупателей); 6) Демонстрация презентации для сотрудников, в том числе по соблюдению обязательных требований в сфере оборота алкогольной и спиртсодержащей продукции (по мере необходимости, при приеме нового сотрудника).